Реклама
Главная
/
Новости
/
Главные

«Несерьезная» гора: как я «взял» высоту, с которой открывается панорама на основные уральские вершины

Фото: Максим Гусев
Поделиться:
19 октября 2020 в 20:45
Поделиться:
Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите
CTRL
+
ENTER

Вид на массив Конжаковского камня, Главный Уральский хребет, на вершины Золотого Камня и Денежкина Камня открывается с этой горы, хотя многие путешественники не рассматривают ее всерьез, проезжая мимо, когда движутся к Жигаланским водопадам или ближе к тому же ГУХу, чтобы стартовать в пеший высокогорный поход. Однако побывать здесь обязан каждый уважающий себя турист. Не для галочки — для удовольствия!

Это Кумба — гора в окрестностях Североуральска высотой 921 метр, и самая, наверное, доступная и достойная посещения вершина на Урале из числа таких высоких. На нее ведет народная тропа, которая, естественно, не зарастает — говорят, школьников водят сюда на экскурсии и оттого, наверное, продвинутые туристы считают, что эта гора явно не для них, как-то вроде бы слишком несерьезно подниматься на такую. А зря, ведь именно с нее открывается уникальная панорама почти на все достопримечательности севера Свердловской области. И, зная об этом, я давно планировал поездку и восхождение. А выпала она по стечению обстоятельств на конец июня, в разгар «белых ночей», которые так органично дополнили наше путешествие, состоявшееся при теплой и солнечной погоде. Оно началось из поселка Баяновка, откуда мы взяли направление ориентировочно на юго-запад, переехали брод на реке Колонга, так как бывший здесь мост разрушился от старости, и метров через семьсот «ушли» с лесовозной дороги на лесную колею, укрыли автомобиль от посторонних взглядов, экипировались и начали подъем. Мы — это заслуженный путешественник России Леонид Букрин, я — журналист, краевед и путешественник, и мой друг Азат Якупов, пожалуй, такой же любитель уральского севера, как и я.

Леонид Петрович бывал здесь уже несколько раз. Говорит, в 2018 году его поход сюда не удался. Вместе с супругой он шел на Кумбу с южной стороны от Золотого Камня по горелому лесу, да так долго, что сам вспоминает сегодня об этом с долей юмора. Жена у него тогда не поднялась на вершину, утомившись преодолением непроходимой тайги, и осталась у подножия скал, а он, хотя и побывал здесь, так спешил обратно к ней, что удовольствия не испытал. И вот, решил отыграться.

Мы, подогретые «обещаниями» Букрина о непроходимом лесе, готовили себя к тому, что с первых шагов придется начать преодоление, но удача была на нашей стороне — мы решили посетить две вершины в обратном порядке, поэтому сразу наткнулись на тропу с метками, по которой не взошли, а буквально взлетели на Кумбу! Денек выдался в меру теплый, припекало солнце, а мы шли уверенно и шустро, поэтому встреченный незадолго до вершины родник «Монах» укрепил наши силы живительной горной водицей, после чего оставалось совсем немного — весь путь снизу доверху занял у нас не больше двух часов. От первых же камней в паре сотен метров от вершины открылся прекрасный вид в таежную даль, на созерцание которой во времени мы решили себя сильно не ограничивать.

Но для начала пообедали в тени небольшого грота, искренне порадовавшись, что вокруг нет никого — в этот день мы были тут одни. На созерцание красот ушло часа два — купол горы растягивается метров на сто, причем на всем этом расстоянии располагаются причудливые скалы, отдельные камни и живописные отроги, которые хочется одновременно неспешно созерцать и, конечно, фотографировать.

За обедом мы полагали, что до вершины — десяток-другой метров, и уже считали себя счастливыми победителями. Надо ли говорить, как мы ошибались?! И были рады тому, ведь с каждым взлетом вид открывался все восхитительнее, пока не стал и вовсе торжественным, впечатлениями от которого, с одной стороны, тут же хотелось поделиться со спутниками, с другой — молчаливо осматривать. Перед нами как на ладони красовался легендарный Конжак — на юге, и Денежкин камень — на севере, а между ними вдоль всей линии горизонта красовался ГУХ, вершины которого все еще белели от снега. И без того небольшие поселки Баяновка и Покровск-Уральский отсюда выглядят совсем игрушечными, и даже Североуральск, пробивающийся из-за полоски леса, кажется не компактным городком, а большой деревней...

С погодой повезло — на небе не было ни облачка, лишь легкая дымка слегка нарушала контрастность открыточного пейзажа. Взгляд снова и снова ловил невероятную с точки зрения органичности пейзажа вершину Золотого Камня, без которой здешняя панорама была бы явно не полной. Вдоволь нагулявшись по пику Кумбы, позалезая на скалы и камни, на мгновение мы еще задержались у памятника погибшей студентке на самой вершине красавицы-горы. «Здесь 10 мая 1968 года трагически погибла Ефимкина Светлана Владимировна», - говорится на табличке каменного памятника с высеченной на нем еловой ветвью, а с овала на нас чуть грустно глядит красивая девушка, чья жизнь оборвалась на этой горе. После этого, слегка отрезвленные реальной опасностью, которая в любой момент и для каждого из нас может стать роковой, мы отправились дальше.

И уже через пятнадцать минут, оставив позади щедрые «россыпи» курумника, по которым успели попрыгать, как горные козлы, добрым словом стали вспоминать такую уютную и комфортную тропу, по которой шли вверх. О ней нам теперь осталось лишь мечтать. Впереди нас ждали ужасные лабиринты-дебри, которые становились испытанием на выносливость. Здесь торчит камень, следом — упавшие стволы, торчащие в траве там, где меньше всего ждешь подвоха, пни, ветки, по которым мы идем, прыгаем, через которые перелезаем, а под другими подныриваем, успевая думать о безопасности. Но падаем, натыкаемся на сухие сучья, обдираем руки о хвою, запинаемся, преодолеваем и идем по перешейку между горами, оставляя позади безлюдную Кумбу, и усилиями воли приближая к себе вершину Золотого Камня.

Лично я еще не догадываюсь, что этот час пути станет одним из самых запоминающихся в жизни. Раз Букрин здесь бывал, то знал про этот «непроход» и рассказывал он о нем нам, но мы — даром, что вдвое моложе нашего спутника — хоть и довольно спешно преодолеваем эти завалы, но заметно отстаем от Петровича, как ласково называем его между собой…

После спуска начался подъем, сделав наш путь еще труднее. Мы то балансируем на очередных стволах, поваленным в самых разных направлениях, то поспешно шагаем на более-менее ровных участках, то радостно прыгаем, когда под ногами вдруг появляются камни.

- А ведь я хотел вести вас по этому пути наверх, - признался позже заслуженный путешественник России. - О тропе на Кумбу я не знал и думал, что придется и на нее взбираться через такие же завалы.

Вот и первые камни Золотого! Они совсем небольшие, но уже позволяют оглянуться на Кумбу, увидеть преодоленное расстояние. Вершина, к которой мы приближаемся, полна сюрпризов: кажется, вот еще взлет, и мы достигнем ее. Но нет, снова поваленные деревья и новые камни, которые опять кажутся последними, но мы достигаем их и опять разочаровываемся. Когда напряжение от ожидания вершины было высоко, мы сделали последний рывок и… поняли, что высота Золотого останется для нас сегодня недоступной. Прикинув, что добираться до нее требуется еще не менее часа, а спускаться к дороге по таким завалам нам придется часа два, мы делаем кратковременный привал, пьем горячий чай, хотя хочется сейчас по большой фляге холодной воды, и усилием воли принимаем решение прервать восхождение. «Будет повод вернуться», - переглянувшись, договариваемся мы и уходим с маршрута – времени в обрез, а нам еще возвращаться в Екатеринбург, до которого отсюда 450 километров…

Комары и мошка, которые вместе с валежником стали в эти часы нашими главными врагами, ожесточились, когда мы подошли к ручью. Завалы здесь были такие, что подчас я останавливался, чтобы присесть и подумать – куда идти? К счастью, вода из ручья, к которому мне удалось подобраться поближе, оказалась такой вкусной, что на время я забыл о трудностях. Мои спутники выглядели ненамного лучше меня, но и их серебристая горная вода привела в чувство…

Этот спуск я вряд ли забуду. Столько синяков и ссадин он оставил на моих ногах! Они заживали недели две, но сейчас, вспоминая об этом спуске, я уверен: если бы надо было повторить его, пошел не задумываясь!

Максим Гусев

Автор: Алексей
"Здесь могла быть ваша реклама"

В Нижнем Тагиле

В Первоуральске

В Арамиле

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её мышкой и нажмите
CTRL
+
ENTER


Комментарии

  • Комментарии
Загрузка комментариев...